Своим появлением курс "Информатика для всех" обязан приказу Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, утвердившему Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО). Именно положения образовательного стандарта, существенно изменившие статус и роль информатики в начальной школе стали отправной точкой для работ над новым содержанием.
Для начала, рабочей группой в составе Д.И. Павлова и А.В. Горячева была разработана теоретическая модель нового курса, которая должна была способствовать раскрытию метапредметного потенциала информатики. Для этого было принято решение обогатить курс элементами социальной информатики и упражнениями нацеленными на развитие навыков получения и передачи информации с учётом задачи коммуникации. Таким образом была сформирована структура курса, в которой одну часть занимают вопросы связанные с получением, передачей, представлением и интерпретацией информации в социуме, а во второй части собраны задания нацеленные на формирование логического и алгоритмического стилей мышления, а также пропедевтику программирования.
В первой части представлены задания следующих типов:
- Задания на сличение и сопоставление – выполняя задания ученики сопоставляют данные 2-3 типов по заданной теме. Цель работы – структурирование информации в соответствии с поставленной задачей, выявление общих черт и расхождений.
- Задания на работу с экспертным мнением – выполняя эти задания ученики осваивают способность оценивать источник и достоверность информации. Это ключевые упражнения для развития критического мышления.
- Задания на структурирование и систематизацию – задания с естественным или искусственно созданным усложнением в структуре данных. Ученики осваивают навыки подбора дополнительной информации с целью подготовить необходимый информационный объект, выделяя в нём ключевые связи и различия и объяснять их.
- Задания на наглядное представление данных – задания на развитие навыков преобразования данных. Ученики, отталкиваясь от цели выбирают необходимую форму представления. Задания формируют навыки чтения данных, представленных в разных формах (таблицах, схемах, картах, графах, диаграммах и т.д.) и обоснованного выбора форм представления данных (таблица свойств или таблица отношений, круговая или столбчатая диаграмма и т.д.).
- Задания на работу с сообщениями с учётом задачи коммуникации – задания в ходе выполнения которых ученики готовят непосредственные или опосредованные информационные сообщения, с учётом чётко обозначенной задачи коммуникации. У учеников формируется навыки выбора формы, соблюдения объёма и формата, средств выразительности и наглядности при подготовке информационного сообщения.
- Задания на разработку информационного продукта – эти задания представляют собой итоговые, по сути диагностические задания, для реализации которых требуется комбинация навыков, развивавшихся заданиями типов 1-5. Результатом выполнения задания становится конкретный информационный продукт – статья, брошюра, плакат, инфографика, рассказ сопровождаемый презентацией.
Во второй части:
- Задания на работу с алгоритмом для конкретного исполнителя;
- Задания на работу с алгоритмами управляемыми событиями;
- Задания на реализацию алгоритмов средствами визуально-ориентированных сред программирования;
- Задания на прогнозирование выполнение алгоритма/программы;
- Задания на поиск ошибки и коррекцию (доработку) готовой программы;
- Задания на проектирование и разработку цифрового продукта;