Павлов Д.И.

Аннотация: статья рассматривает возможные аспекты применения технологий дистанционного образования в качестве дополнительного инструмента при организации очного образовательного процесса в системе СПО. Материалы собирались в течении нескольких лет, но особенно активно в период 2012-2013 учебного года, после перехода на ФГОС СПО.
Ключевые слова: дистанционное образование, СПО, ФГОС СПО, поддержка образовательного процесса, информатизация образования.

Abstract: The article about opportunities of distance learning technologies for support classical educational process in professional college, within new standards.The analysis of practical experiments during 2012-2013 academic years.
Keywords remote education, digital learning, support of educational process, college.

Вот уже два года, как система среднего профессионального образования в РФ реально перешла на работу по новым образовательным стандартам. Глобальные итоги подводить рановато, однако кое какие результаты мы уже имеем.

Одна из основных выявленных проблем на данном этапе – недостаток теоретической подготовки выпускников 9-х классов и невозможность компенсации этих часов привычными средствами с среде СПО.

Совершенно логичный, практикоориентированный подход, заложенный в основу среднего профессионального образования, отводит большую часть теоретических часов на освоение различных разделов междисциплинарных курсов. А между тем, общая теоретическая подготовка не позволяет многим обучающимся в полном объёме выполнять практические работы и осваивать темы в рамках общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Это безусловно влияет на качество обучения.

Проблема не нова и цитируя А.В. Суворова, может быть сформулирована так: "теория без практики мертва, но практика без теории слепа".

Казалось бы, вопрос этот так же решаем в соответствии с ФГОС. Все действующие стандарты, от ФГОС НОО до ФГОС ВПО предусматривают существенный рост значимости такой формы организации занятий, как самоподготовка. Действительно, это могло бы быть решением, но вот беда –как не все учащиеся достаточно подготовлены теоретически, так же и не все они банально научены учиться.

Сейчас бессмысленно обсуждать, отчего так получилось. Неурядицы девяностых, неполные семьи, соблазны открытого информационного поля и многие другие заезженные клише – всё это просто слова. А на лицо результат – привычными средствами сегодняшние ученики практически не могут самостоятельно, пользуясь одними лишь методическими рекомендациями, осваивать столь необходимые теоретические материалы.

Но теория – теорией, а и с практическими работами, равно как и с мониторингом качества освоения материалов не всё гладко. Качественные, эффективные и важные для будущей профессии практические занятия далеко не всегда возможно вписать в рекомендованную, методически выверенную структуру урока. А потому поиск новых форм организации образовательного процесса – задача сегодня сверх актуальная.

Для того что бы система обучения по стандартам третьего поколения приобрела законченный, эффективный вид, а не представляла собой очередное "перевешивание старых порток на новый гвоздок", должно пройти ещё несколько лет. Но именно в этот период предстоит решить множество вопросов, в том числе и те, что были озвучены выше.

Опробовав различные способы подачи материала и контроля за самостоятельными работами я пришёл к следующим выводам. Обучающиеся эффективнее работают самостоятельно, если в работе присутствует командная, социальная и соревновательная составляющая. Кроме того, работы, максимально завязанные на использование интернета так же повышают результативность освоения, а прозрачность и текущей контроль за соблюдением методических рекомендаций, обеспечивают отказ от технологии «скопируй из Википедии» в пользу системной самоподготовки.

Таким образом, открылся парадоксальный на первый взгляд вывод, что внедряемые сегодня технологии дистанционного образования могут стать неотъемлемой частью образования традиционного, очного.

Эксперименты проводились в течении 2012-2013 учебного года на базе развёрнутой системы управления обучением Moodle версии 2.4. С одной стороны распространённая сегодня 1.9 надёжнее, провереннее и располагает широким арсеналом методических разработок и видеоуроков по внедрению. Однако система уже не нова и рано или поздно уступит своё место новой платформе, а потому выбор был сделан в пользу версии 2.4.

Учитывая, что система использовалась для отработки механизмов поддержки аудиторных занятий, был опробован практически полный арсенал инструментов и сделаны следующие выводы. Система, при должных настройках, прекрасно дополняет аудиторный курс и может использоваться как по ходу занятий, так и разумеется в форме самоподготовки.

Элемент - прекрасно работает в качестве конспекта, позволяя вынести для ознакомления нужное количество структурированного материала. Кроме того, используя его, можно сэкономить время урока, которое обычно уходит на конспектирование, отложив этот процесс на дом. Да и гипертекстовая технология, позволяющая связать с собой различные конспекты, делает домашнее конспектирование менее оторванным от общего материала курса и более информативным. А самое главное, в случаях когда работа с конспектами и дополнительными материалами сопровождала, наблюдалось повышение среднего балла за домашние работы на 0,5-0,7 и на аудиторные по той же теме, на 0,4 балла.

Вызвал интерес и элемент , однако его работа пока вызвала много нареканий, а возможности тратить время на изучение и настройку элемента, в условиях первичной «обкатки» новых программ просто не было. Но в целом, возможность иметь активную, пополняемую, справочную систему по всему курсу – подкупает.

Не сразу, но нашли своё применение инструменты контроля. и особенно показали, при работе с очными студентами интересные результаты. Что скрывать, окончив школу, многие обучающиеся несколько неверно истрактовали новый этап их жизни и ситуация с невыполнением или несвоевременным выполнением домашних и аудиторных работ стала для них нормой. В то же время, если сдача работы завязана на инструмент включаются подсознательные механизмы. Ученики видят и постоянно сокращающиеся сроки сдачи и активность других учащихся, а равно и их результаты. Всё это вместе позволило, в случаях применения системы, вдвое сократить несвоевременную сдачу работ, а так же упростило мониторинг, по сути автоматизировав его.

Это – основные наблюдения за эффективностью компонентов. Такие элементы как «Вики», «База», «Семинар» или «Лекция», по практике внедрения в очный процесс, особого эффекта пока не показали, хотя и безусловно востребованы скажем в заочной форме обучения.

Если же обобщать результаты, то можно выделить следующие положительные моменты от эксперимента по внедрению:

Насыщенная методическая поддержка и прозрачность механизма самоподготовки, позволяют повысить качество обученности. Грамотно используя элемент с качественными, иногда пошаговыми, инструкциями к выполнению заданий, можно добиться формирования алгоритмизированного подхода к обучению и в том числе самоподготовки.
Конспекты и дополнительные материалы в свободном доступе, вместе с методическими рекомендациями, позволяют экономить время аудиторных занятий, а кроме того позволяют ликвидировать недостаточную теоретическую подготовку, не превышая отведённого на курс лимита аудиторных теоретических часов.
Чувство единой среды при подготовке домашних заданий, наличие механизмов диалога между обучающимися, позволяет создать иллюзию рабочего пространства, что сказывается на настрое к работе.
Измеримые показатели роста качество усвоения материала, позволили сделать вывод о возможности применения системы дистанционного обучения в классическом, очном образовательном процессе. Да есть у этой инициативы и трудности – её непривычность для обучающихся, и повышенные требования к ИКТ компетентности со стороны преподавательского состава.

Но всё это, и потребность в преодолении указанных трудностей, и достигнутые результаты, отвечает задачам новых ФГОС СПО, а следовательно может рассматриваться как подтверждение работоспособности неожиданной инициативы. А значит у эксперимента будет продолжение.