«Как самостоятельная наука информатика вступает в свои права тогда, 
когда в рамках соответствующей частной науки строится информационная модель 
того или иного фрагмента действительности, – в информатике рассматриваются 
методические принципы построения таких моделей и манипулирования ими»
А.П. Ершов

Первые идеи о разработке нового УМК по информатике для начальной школы посетили авторский коллектив в 2012 году. Обучение студентов, будущих учителей начальной школы, дисциплине "Информатика с методикой преподавания в начальных классах" встретило серьёзное препятствие. И препятствие это весьма характерно для информатики в целом.  

Появившись в школьной программе, информатика, в силу ряда объективных причин, сосредоточилась на автоматизации вычислений, алгоритмизации, программировании. Несколько позже, когда аппаратное и программное обеспечение стало куда более доступным, «автоматизация вычислений» преобразовалась в освоение средств компьютеризированной обработки информации. Одним словом развитие формальной логики и алгоритмического мышления, а так же освоение навыков компьютерной обработки информации являлось ключевыми содержательынми линиями в каждом из предложенных курсов. Высказываясь на эту тему академик А.А. Кузнецов в своих работах отмечает, что информатика в школе сегодня – единственная дисциплина, в которой область учебной дисциплины купирована, по сравнению с научной областью. В курсе информатики слабо рассматривается теоретическая информатика, а социальная и вовсе осталась без внимания. А.Г. Гейн в своих работах говорит о том, что целью школьного образования в области информатики является формирование у школьников информационного мировоззрения. т.е. системы взглядов человека на мир информации и на своё место в этом мире. Оно включает в себя связанные с этим убеждения, идеалы, принципы познания и информационной деятельности. Он же подчёркивает, что метапредметность информатики уже давно никем не оспаривается. Она зафиксирована в новом ФГОС, проходит красной нитью в задачах формирования и развития универсальных учебных действий, последовательно и по существу, а не для «галочки» (чтобы получить гриф МОиН) проводится в ряде современных учебников. 

Отход от чисто алгоритмического подхода или от концентрации курса на применении средств ИКТ в пользу повышения уровня метапредметности дисциплины коснулся и начальной школы. Так 11 раздел ФГОС НОО предполагает развитие метапредметных «макрорезультатов» освоения. Их детальный анализ показывает, что метапредметной природа этих результатов является для всех дисциплин КРОМЕ информатики. Для информатики эти результаты могут считаться по сути - предметными, тесно связанными с освоением работы с информационными процессами, и не только применительно к использованию компьютера, но и в межчеловеческом общении. 

Повышение метапредметного характера информатики в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО, требовало пересмотреть его содержании, так как вопросы развития алгоритмического мышления и формальной логики не в полной мере раскрывают её метапредметный характер.

Была предложена вот такая структура для новых навыков:
• Получение информации
   o  Навыки получения информации из текстов, в том числе из текстов с таблицами, графикой, иллюстрациями;
   o  Навыки получения информации из изображений и иллюстраций;
   o  Навыки получения информации из наблюдений и видео;
• Передача информации
   o  Навыки изложения и объяснения информации
   o  Навыки проверки понимания изложенной информации
   o  Навыки подготовки аудитории к получению информации
А кроме того скорректирована структура в классиеской части курса:
• Алгоритмы для конкретного исполнителя;
• Алгоритмы управляемые событиями;
• Пропедевтика программирования;

Предложенная логика ориентирована на синхронное достижение метапредметных и предметных результатов обучения, что должно сказаться как но общем уровне обученности, так и на результатах  Всероссийской Проверочной Работы (ВПР). И именно в этой, отличной от традиционного подхода логике и проводилась работа над новым УМК.